avlady

Category:

Как в ГД обсуждали законы о запрете двойного гражданства!

ГД приняла в первом чтении законопроект о запрете для чиновников иностранного гражданства. Изменения затрагивают 24 закона. Также без обсуждения принят законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части ограничений для замещения государственных, муниципальных должностей, иных должностей в связи с наличием гражданства иностранного государства либо права на постоянное проживание на территории иностранного государства)

Крашенинников П. В., председатель Комитета ГД по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕР".

«Сегодня мы рассматриваем очередной президентский пакет законопроектов, который был внесен главой государства 30 ноября 2020 года: это проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс".

Законопроектами предусмотрен запрет на иностранное гражданство или вид на жительство для определенных категорий должностей. Коллеги, этот запрет прямо установлен в Конституции для лиц, осуществляющих государственную деятельность, например, для президента, членов правительства, депутатов, сенаторов, губернаторов, руководителей федеральных государственных органов, прокуроров, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В развитие этих положений мы уже приняли ряд законов, в том числе новый Федеральный конституционный закон "О Правительстве", были внесены изменения в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и так далее. Сегодня мы эту работу продолжаем.

Запрет на иностранное гражданство и вид на жительство распространяется: первое, на военную службу, в том числе в Вооружённых Силах РФ, в войсках национальной гвардии и так далее, второе, государственную гражданскую службу, в том числе дипломатическую службу, третье, правоохранительную службу, дальше, муниципальную службу, государственные должности Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счётной палаты, должность Председателя Центрального банка, должности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, Уполномоченного при президенте по правам ребенка, а также уполномоченных по правам ребенка в субъектах Федерации, Уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, а также соответствующих уполномоченных в субъектах РФ, уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, иные государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности.

Дальше здесь есть такие ограничения для членов региональных общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

Коллеги, также к этим ограничениям относятся должности капитана морского порта и должности службы капитана морского порта.

Законопроектом предусматривается обязанность государственных и муниципальных служащих, военнослужащих уведомлять свое руководство о прекращении российского гражданства или о приобретении иностранного гражданства либо получении вида на жительство за рубежом.

Такие лица должны сообщить об этом в течение десяти дней со дня вступления в силу данного федерального закона. По истечении шести месяцев лица, не предоставившие соответствующие документы, подлежат увольнению.

Согласно статье 25 проекта в исключительных случаях по решению работодателя лицо может сохранить работу, которая не требует допуска к государственной тайне.

Следующий проект  "О внесении изменений в Трудовой кодекс" предлагает установить запрет для работников государственных органов и органов местного самоуправления, имеющих допуск к государственной тайне, которые работают по трудовому договору. Соответственно, это ограничение на наличие у них иностранного гражданства либо имеющего право проживания на территории иностранного государства.

В этих целях Трудовой кодекс предлагается дополнить новой статьей  "Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления".

Мы на комитете очень подробно обсуждали, кто может быть отнесен к таким работникам, работающим по трудовому договору. Речь идет об обеспечивающем персонале, это могут быть переводчики, программисты, работники инженерных служб, помощники. Конкретный перечень должностей таких работников утверждается государственным органом или органом местного самоуправления. Законопроекты основаны на нормах Конституции и служат обеспечению национальной безопасности нашего государства, защите суверенитета пашей страны и защите прав и свобод наших граждан. Просьба поддержать в первом чтении.

Куринный А. В., фракция КПРФ. «Как быть с членами семьи вот этих должностных лиц, которым можно иметь двойное гражданство какое угодно?  Как быть с имуществом, которое можно иметь и не является ли это фактически, скажем так, возможностью иметь иностранного агента и влиять соответствующим, скажем так, странам на политику этого человека? Третий момент. Тем лицам, которые имеют двойное гражданство, и которые должны быть призваны на срочную службу, им как быть, их будут призывать или не будут? И четвертый момент. Все ли страны сегодня предоставляют информацию открытую о своем гражданстве, либо о виде на жительство Российской Федерации на запросы?»

Крашенинников П. В. У нас вопросы по поводу счетов, недвижимости, и так далее, в этом законе не рассматриваются,  я сразу хочу сказать. Рассматриваются ли они в других законах? Да, рассматриваются. Как? Давайте мы просто будем в ходе, может быть, не этой дискуссии рассматривать, потому что это к предмету не относится. Члены семьи к предмету этого данного закона не относятся, имущество не относится. 

Трешневиков А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Чтобы закон работал, а в этом мы все заинтересованы, нужно всё-таки иметь нормальный механизм его реализации. Скажите, какой механизм вот реализации данного закона для депутатов и членов СФ?

Крашенинников П. В. Мы сейчас не рассматриваем поправки к закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы". Мы эти законы уже рассматривали, более того, они уже вступили в силу, они работают. Если ЦИК не обладает соответствующей информацией, то можно делать соответствующий запрос. Вот если у вас есть конкретная информация про конкретных лиц, наверное, можно её проверять и подключать другие источники. Будет работать. Нам надо правила установить и добиваться того, чтобы эти правила выполнялись.

Зайцев М. С, фракция ЛДПР. Каким образом будет решаться вопрос о прекращении иностранного гражданства для тех лиц, которые по объективным причинам не могут отказаться? Несколько лет назад, как пример, госслужащие, в том числе здесь, в Госдуме, не могли выйти из украинского гражданства. После этого мы приняли закон и сейчас эта норма устранена. А какие варианты решений, если такая же ситуация, допустим, будет с какой-то другой страной, которая будет отказывать людям по их заявлению о выходе из гражданства. 

Крашенинников П. В. Мы именно по гражданству, связанному с Украиной, мы предусмотрели специальную процедуру, специальный отказ. А в других случаях будет общий порядок. 

Куринный А. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, громкие слова о независимости государства, о национализации элит, о необходимости делать некие шаги в этом направлении сопровождаются не только не шагами, а вот полшага, то, что мы сегодня с вами делаем - запрещаем иностранное гражданство. Но, кстати, для многих из тех категорий, которые сегодня перечислены в данном законопроекте, уже запрещено давным-давно. Но оставляем совершенно открытым вопрос - возможность иметь иностранное гражданство для супруги, для несовершеннолетних детей. Подумайте, какая будет национализация элит, если дети являются гражданами другого государства, зачастую учатся на территории другого государства, и там же проживает, например, жена и семья, и чиновник, соответствующий, не имея формально иностранного гражданства или вида на жительство, фактически живёт на два дома.

Второй момент - имущество, про которое мы говорим, от которого Павел Владимирович пытается всячески устраниться. Но если у человека, у чиновника, госслужащего, муниципального служащего, занимающего муниципальную или государственную должность, есть поместье в Англии либо в какой-нибудь Испании, либо в другой стране, но какой он патриот после этого. Это потенциальный иностранный агент, что бы кто ни говорил.

И самое главное, что запрет на открытие счетов якобы существующих, выполнение финансовых операций, вот он будет выполняться. А по имуществу, ну, пусть имеет, как хочет. Так вот даже, чтобы коммунальные услуги оплатить за это иностранное имущество, надо открыть счёт, и этот счёт иметь. Мы сознательно идём сегодня на нарушение законодательства и провоцируем нарушение законодательства вот этими лицами, которые это имущество имеют.

Если ты патриот, если мы говорим о национализации элит, никакого имущества, никакой недвижимости за границей в принципе быть не должно, так же как и, если мы будем говорить сегодня о механизмах выявления вот этих вот двойных агентов, вот этих иностранных.

Мы обратились в государство соответствующее иностранное, оно нам то ли ответило, то ли не ответило, то ли не предоставило информацию, и вопрос остался подвисшим - механизм проверки этого двойного гражданства, механизм проверки наличия вида на жительства, его по сути для многих стран не существует.

И принимая сегодня этот строгий закон и грозя пальчиком, мы фактически, первое, оставляем возможность иметь имущество, оставляем возможность членам семьи, ближайшим членам семьи быть гражданами иностранного государства, и мы оставляем возможность фактически иметь там счета, если об этом никто не узнает. В отличие от имущества. Если по нему можно получить какие-то выписки, можно сделать какие-то запросы, можно всё это выявить, то в отношении гражданства с этим сложнее и в отношении счетов с этим точно так же будет гораздо сложнее.

Шхагошев А. Л., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". 

Вообще, конечно, очень легко рассуждать, когда уже наведен некий порядок в стране, когда государственность действительно укрепляется. Сказать о том, что сейчас мы занялись вот этими проблемами, которые связаны с иностранными агентами, с двойным гражданством, с гражданством иностранным. Почему это именно сейчас? Почему спеша это делается? И что якобы это вносится ни с того ни с сего. Нет, категорически с этим фракция не согласна. И мы считаем, что это абсолютно системнейшая работа.

Я вам напомню одно очень важнейшее просто высказывание и выступление нашего лидера, президента страны Путина в 2017 году на Валдае. Вряд ли мы сегодня вообще обсуждали бы вопрос, связанный с иностранным гражданством, двойным гражданством или видом на жительство, потому что зачем вообще кого-то надо было вербовать, скажем, за рубежом наших граждан, когда они здесь присутствовали у нас?

Иванов Сергей Владимирович, фракция ЛДПР. Скажите мне, кто-нибудь из вас видел пожарного, имеющего гражданство второе Кипра, или, например, прапорщика, имеющего гражданство Великобритании, или, например, я не знаю, там, сотрудника местной администрации, какого-нибудь сельсовета, у которого гражданство Мальты? Видели вы таких? Я не видел. Я на своей памяти знаю двоих муниципальных депутатов, у которых есть двойное гражданство: один в Курске индус, второй -  знаменитый Джефф Монсон, боец, у него там много гражданств - и ДНР, и Абхазии, и прочее, прочее. Вот они, спрашивается, какой ущерб национальной безопасности нашей страны могут принести? Какой? Я не знаю. Зато я знаю, что если вы все возьмете и ради интереса посмотрите список десятка, ну да, просто Forbes наших российских миллиардеров, которые владеют и средствами массовой информации, и стратегическим сырьем, и стратегическими предприятиями, так там, слушайте, там везде сплошное двойное гражданство или не налоговый резидент страны. Вот это угроза национальной безопасности, это огромная угроза национальной безопасности. В этом законопроекте нет людей, которые работают в средствах массовой информации, имея родственников, имеющих гражданство другого государства, которые нам тут могут устроить какую угодно диверсию. Дипломат должен быть уволен, если у него жена или супруг имеет двойное гражданство. Все остальные этого, пожалуйста, избегают. А вы знаете, сколько у нас сейчас сотрудников государственных организаций медицинских приехали, потому что своих врачей не хватает? Они туда тоже не попадают. Здесь безопасность как, соблюдается, нет? Вот здесь не попали эти товарищи.

Но самое интересное, коллеги, как этот законопроект будет работать. ВотПавел Владимирович не сказал. Я вам приведу простой пример из недавнего прошлого. В прошлом созыве в этом зале заседала депутат Максакова, а потом вдруг выяснилось, когда она вышла замуж, ушла, уехала на Украину, что у неё было гражданство ФРГ. Знали об этом люди, не знали? Думаю, что знали, но вот в этом и опасность, вот кого надо, того уволим, а кого не надо, тот пусть сидит, пусть у него будет хоть двадцать гражданств.

Гарри Владимирович Минх. Полномочный представитель президента  в Государственной Думе. 

Да, действительно, те вопросы, которые сегодня обсуждаются в рамках двух инициатив, ставят ряд вопросов. Но опять у меня такое ощущение, что дежавю происходит. Выступает коллега по теме, которая данным законопроектом не регулируется. Выступает другой коллега и опять же рассказывает о тех рисках и опасностях, которые предметно данной законодательной инициативой не затрагиваются. И я понимаю, что год предвыборный, я понимаю, что мы все, я здесь говорю абсолютно искренне, озабочены тем, чтобы сделать и нашу власть, и нашу жизнь лучше и эффективнее власть, а жизнь более благоприятной, более доброжелательной для всех.

Но говоря о тех комментариях, первое, Сергей Владимирович, ну какой прапорщик, если перефразировать известную историческую личность, не мечтает стать генералом? Поэтому риски не в том, что, начиная от прапорщика, как вы говорите, ставится запрет, а риски в том, что потенциально люди, которые служат в рядах Вооруженных Сил, они, естественно, имеют перспективу служебного и должностного роста. И мы заранее предупреждаем, что если вы хотите расти дальше, то будьте любезны, разберитесь, какому государству вы служите, потому что слуга двух господ — персонаж известный, он такой немножко комедийный, но всё-таки ему тоже было непросто разработаться, кому он в данный момент должен оказывать соответствующие услуги и содействие.

И, конечно, надо быть более, если профессионально обсуждать, корректным в формулировках. Двойное гражданство и два паспорта, два гражданства - это абсолютно разные юридические категории. Двойных гражданств у нас, вы знаете, а может быть, и не знаете, крайне мало, потому что должны быть соответствующие международные договоры, где определяется, где человек служит, где платит налоги, где голосует… И  вот этот статус двойного гражданства – это о  не наличие двух-трех и более паспортов в сейфе под подушкой и так далее. Поэтому, когда мы выступаем и о чем-то говорим, все-таки надо быть более точным и более корректным.

Данные законопроекты посвящены абсолютно конкретной проблематике, и они опять же формально приводят текущее законодательство в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Поэтому не надо здесь придумывать какие-то ужасы про стратегические предприятия и организации, про имущество за рубежом. Это все предмет регулирования других законов.

Поэтому прошу поддержать инициативу, внесенную президентом. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded